Волго-Ахтубинская пойма — действительно уникальное природное явление: единственный лес на сотни километров южных степей и полупустынь. Источник жизни, который вырубят из-за строительства дороги, связывающей Россию с Казахстаном и Китаем.

Как волгоградских экоактивистов превратили в «экотеррористов». Журналисты «Кедр.Медиа» на средства краудфандинга побывали в Волго-Ахтубинской пойме – уникальном месте, где растут реликтовые дубы и обитают более 20 видов редких птиц и рыб. В прошлом году в пойме началась рубка – через дубраву прокладывают федеральную трассу. Журналисты попытались разобраться в проблеме.

10 августа прошлого года сотрудники Облкомприроды Волгоградской области вместе с полицией разогнали протестный лагерь активистов в Волго-Ахтубинской пойме. Люди выступали за сохранение реликтовых дубрав на территории, признанной биосферным резерватом ЮНЕСКО.

Волго-Ахтубинская пойма — действительно уникальное природное явление: единственный лес на сотни километров южных степей и полупустынь. Источник жизни. Дом для 19 видов исчезающих и редких птиц, 5 видов редких рыб и 8 видов реликтовых растений. Защита самого Волгограда от суховеев.

Пойма формировалась на протяжении 7–8 тысяч лет.

Рубка дубов здесь началась в прошлом году из-за строительства скоростной федеральной трассы, призванной связать Россию с Казахстаном и Китаем. Подряд на строительство первого этапа дороги стоимостью 5,6 млрд рублей получила компания «ЕКС», которую СМИ связывают с семьей близких к президенту миллиардеров Ротенбергов. Ради строительства дороги планируют уничтожить 32 000 деревьев, в том числе 8 000 дубов, среди которых есть и вековые.

Уже год защитники поймы требуют пересмотреть проект. Предлагают альтернативные варианты: например, не строить новую трассу, а расширить существующую двухполосную дорогу до Волгограда, как и предполагалось изначально. В этом случае будет вырублено в два-три раза меньше деревьев. Но их не слышат: чиновники говорят, что при расширении трассы возникнет риск ее затопления, но проектных документов, подтверждающих это, не показывают — открыто признаются, что их нет. «Для чего это нужно — готовить отдельные чертежи для каждого варианта? Чтобы получить отрицательное заключение экспертизы?» — говорил «Новой газете» зампред комитета дорожного хозяйства Волгоградской области Роман Туренко перед началом строительства трассы.

Вместо того, чтобы разрабатывать и обсуждать с активистами альтернативные варианты прохождения трассы, власти уже год их преследуют: заводят на них административные дела, штрафуют, арестовывают и ставят на учет.

Но люди не отступают, продолжая называть происходящее «экоцидом».

О главных лицах протеста и о том, что ожидает пойму, — в материале «Кедра». Проект подготовлен на средства краудфандинга на платформе «Сила слова».

В мае вода в пойме подходит близко к трассе: озера и ерики наполняются, чтобы перед изнуряющим и засушливым волгоградским летом напитать почву и растительность.

В этом году сбросы во время майского паводка продлевали, но их объема не хватило, чтобы пойма успела напитаться водой. Это видно по сухим ерикам.

У ерика Осинки огромный ковш экскаватора жадно загребает такие же огромные горы песка, которые закрывают от проезжающих пойму. Смотреть, впрочем, уже не на что: вместо деревьев видны лишь груды пеньков — бывших реликтовых дубрав.

К настоящему моменту, по официальной информации Облкомприроды Волгоградской области, срублено 17 302 дерева и кустарника.