В прошлом году на платформе «Сила Слова» проходил сбор денег на реализацию проекта Юлии Корневой «Отшельники России». На собранные средства Юля запланировала съемку двух фильмов: о малых народностях Сахалина и о поморах Архангельской области.

Материал для первого из фильмов уже отснят. Вот что сама Юлия рассказывает об этом:

Съемки длились две недели. Первая часть прошла в несуществующей, официально расселенной деревне Рыбное (на северо-западном побережье Сахалина). Мы успели выехать на двух снегоходах в единственное на неделе погодное окно. Был жутко холодно, ибо нет ничего страшнее ледяного ветра. Ну а потом началась метель и длилась она шесть дней.
Скажу, что там снег заметает дома по крыши и из дома в дом меня провожали, чтобы я не «потерялась» :)))))
Итак, живут в Рыбном в основном нивхи — коренной народ Сахалина с незапамятных времен. Нивхи — рыбаки, скромный, тихий народ. В Рыбном остались те, кто не прижился на большой земле. Многие из них полностью зависимы от человека, который снабжает их продуктами, дает снегоход и топливо. За это они отдают ей свою пенсию или отрабатывая рыбалкой. Это без всякого осуждения, это просто факт. Женщина привозит им продукты, дает воспользоваться в экстренных случаях спутниковой связью (там есть бесплатный спутниковый таксофон, но он не работает) помогает с оформлением справок на большой земле — например, ежегодного разрешения на ловлю рыбы для собственных нужд. При этом нивхам, как коренным малочисленным народам, живущим только за счет рыбы, разрешено ловить рыбу строго определенное количество (их постоянно контролируют, как тут говорят, фсбшники). Но нивхам нельзя продавать излишки, таким образом их лишают возможности хоть что-то заработать своим трудом.
В Рыбном живет постоянно не больше двадцати человек. Среди них есть свои «знаменитости». Например, Алик (он на фото). Альберт Евкун. Фамилия нивхская. Он нивх по маме, папа — якут. Несколько семей якутов, эвенков и негидальцев перекочевали с материка на Сахалин во второй половине 19 — начале 20 века. Нивхи сохранили свои родовые фамилии, в отличии от уйльта (ороков) у которых после обращения в православие все, имена и фамилии — русские. Однажды Алик, родившийся и проживавший всю жизнь в Рыбном, ушёл на охоту, перешёл пешком залив по льду между Сахалином и материком… и вернулся только через пять лет. Говорит, обдумывал это давно, но никого не предупредил. Ходил по России, «путешествовал». Его в Рыбном уже к этому времени, естественно, «похоронили». Кем только и где не работал он за это время. Например, в МХАТе! «С Боярским и Золотухиным здоровался»! Работал 4 месяца там грузчиком. Вернулся когда потерял паспорт и нужно было его восстановить. С тех пор опять живет в Рыбном, с гражданской женой и 12 собаками, которых зимой держит прямо в своём доме.
Вторая часть съемок фильма прошла в селе Венское на Ныйском заливе, где сейчас живут представители всего одной семьи. Без электричества и других благ цивилизации. Они пытаются возродить северных оленей, которых на Сахалине практически не стало. Лет сорок назад на Сахалине было около десяти тысяч северных оленей. Сейчас не больше двухсот. Был огромный оленеводческий совхоз в посёлке Вал. Сейчас только три семьи пытаются сохранить северных оленей на Сахалине. Среди них как раз семья Мувчик из Венского (с Веной название никак не связано, это так вольно интерпретировали местное название данного места в советское время). У Мувчик сейчас 22 оленя. Анжела Мувчик — уйльта, «ороченок по первому паспорту» (это старое название народа). Именно уйльта и эвенки на Сахалине держали оленей. Анжела выросла на оленьем стойбище в посёлке Вал. Каталась на оленях, ухаживала за ними, ела оленину. Потом ее как и всех детей отправили в интернат, а родителей «объединили» в совхоз. Анжела работала в Доме культуры в райцентре Ноглики, но все мечтала вернутся к истокам. И уговорила таки мужа — нивха взять нескольких оленей и попробовать возродить стадо.
«Начинали с 12 оленей, но трёх потеряли. Одного оленя медведь загрыз, двух тёлочек сбила машина на федеральной трассе».
Сейчас я приступаю к отсмотру отснятого материала, и монтажу. Теперь я снимаю и монтирую сама (причину я думаю объяснять не нужно). И заодно начинаю планировать новый фильм, который предполагаю снять на русском севере — про поморов, живущих отшельнически в Архангельской области.
Сейчас Юля сама занимается монтажом фильма и мы с нетерпением ждем результат ее трудов.